В автомобиле VW Т4 установлено сухое однодисковое сцепление с тарельчатой пружиной и выжимным подшипником. В большинстве моделей сцепление управляется гидравлическим приводом состоящим из главного и рабочего цилиндров. В о с тальных моделях сцепление управляется механическим приводом (тягой) с устройством саморегуляции зазора привода. Тарельчатая пружина, нажимной диск и кожух сцепления составляют единый узел (корзину), который в случае повреждения необходимо заменить в сборе. Демонтаж сцепления Сцепление можно снять не вынимая двигатель из автомобиля. Снимите коробку передач. Пометьте керном положение корзины сцепления относительно маховика, если планируете использовать старые детали позднее. Отверните равномерно и крест-накрест болты, крепящие корзину. Во время демонтажа необходимо зафиксировать маховик.

Снимите корзину сцепления и выньте из нее ведомый диск. Обратите внимание на то, что длинная часть ступицы диска направлена в сторону коробки передач. Об этом следует помнить, чтобы избежать проблем во время сборки. Сразу же протрите внутреннюю поверхность маховика и проверьте состояние его рабочей поверхности. Если накладки ведомого диска изношены до головок заклепок, заклепки могли повредить поверхность маховика и/или нажимного диска корзины. Если по какой-либо причине был снят двигатель или коробка передач, необходимо обязательно проверить сцепление, т.к. в этом случае трудоемкость ремонта сцепления минимальна.

Ремонт сцепления

Проверьте состояние и отсутствие повреждений кожуха и нажимного диска, а также, проверьте не искривлен ли нажимной диск. В случае повреждения замените корзину сцепления в сборе. Проверьте степень износа пружин ведомого диска сцепления и шлицевой поверхности ступицы диска. Если замаслены накладки ведомого диска, замените диск, так как очистить накладки практически невозможно. Проверьте степень износа накладок, измеряя глубиномером расстояние от головок заклепок до верхней поверхности накладок. Если оно составляет около 0.3 мм или меньше, то замените ведомый диск. Для измерения бокового биения ведомого диска сцепления наденьте его на соответствующий стержень или старый первичный вал и закрепите вал в центрах токарного станка. Установите индикатор с соответствующей подставкой рядом с ведомым диском, наконечник индикатора приставьте к боковой поверхности рядом с наружным периметром диска. Медленно поверните диск сцепления и снимите показания индикатора. Если измеренная величина больше 0.4 мм, диск считается непригодным к дальнейшему использованию. Ведомый диск можно попытаться аккуратно выпрямить щипцами, но рекомендуется его все:таки заменить. Проверьте люфт ведомого диска сцепления на первичном валу КПП. Для этого наденьте ведомый диск сцепления на вал, возьмитесь за наружный край и поверните диск по направлению вращения и обратно. Если зазор между шлицами составляет более 0.4 мм, шлицевое соединение считается изношенным. Чаще износу подвержена шлицевая поверхность ступицы ведомого диска, который в этом случае подлежит замене. Проверьте износ внутренних концов тарельчатой пружины. В случае обнаружения сильного износа (см. по стрелке рис. 5.3) необходимо заменить корзину сцепления в сборе. Высота внутренних концов тарельчатой пружины должны находиться в пределах 0.5 мм. Сильно отогнутые концы можно подогнуть. Обычно для этого используется специальное приспособление или полоска с прорезанным пазом типа ключа для разводки пил. Положите линейку на поверхность нажимного диска, и измерьте щупом зазор между линейкой и поверхностью нажимного диска. Если полученная величина (износ) больше 0.3 мм, необходимо заменить корзину сцепления в сборе.

Установка корзины сцепления

Корзина сцепления устанавливается в обратной последовательности. Во время установки сцепления необходимо строго придерживаться нижеприведенных рекомендаций: Если Вы устанавливаете старую корзину сцепления, необходимо совместить метки, нанесенные керном перед демонтажем, в противном случае пара маховик/сцепление не будут сбалансированы. Новую корзину можно устанавливать в произвольном положении. Для того, чтобы установить ведомый диск сцепления соосно с первичным валом трансмиссии, используйте центрующий стержень. Он должен иметь шлицевую поверхность, соответствующую лицевой поверхности ведомого диска сцепления и шейку с диаметром отверстия подшипника первичного вала. Для этой цели удобно использовать старый первичный вал (см. рис. 5.5). Затяните равномерно и крест-накрест болты сцепления моментом 25 Нм. Маховик во время затяжки болтов должен быть заблокирован.

Замен а выжимного подшипника

Выжимной подшипник - шариковый. На рис. 5.6 показан механизм выключения сцепления с гидроприводом. Если снятый подшипник будет в дальнейшем использован, его не следует обезжиривать. Снимите коробку передач (см. раздел 5.2) Отсоедините пружинные скобки и выньте выжимной подшипник. Если необходимо снять рычаг (8), отсоедините его от шарового пальца при помощи отвертки. Все рабочие и опорные поверхности подшипника покройте графитовой смазкой, а затем установите подшипник на место. Закрепите подшипник пружинными скобками. Установите коробку передач. Проверьте работу сцепления. Обратите особое внимание на отсутствие характерного шума при включении отдельных передач. Шум особенно хорошо слышен при включении передачи заднего хода и говорит о неправильности работы механизма выключения сцепления.

Замена главного и рабочего цилиндров сцепления

Основными узлами гидравлического привода выключения сцепления являются главный и рабочий цилиндры. Главный цилиндр закреплен болтами к кронштейну педалей и приводится в действие толкателем педали сцепления. Рабочий цилиндр закреплен болтами к верхней части корпуса сцепления. Крепление главного и рабочего цилиндров показано на рис. 5.7. Во время снятия и установки цилиндров необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Перед снятием главного цилиндра снимите бачок омывателя лобового стекла. Не отсоединяйте тяги коробки передач, в противном случае их придется регулировать. Разборка главного и/или рабочего цилиндров для замены манжет производителем не предусмотрена. При появлении неисправностей данные агрегаты меняются в сборе.

Прокачка гидравлического привода выключения сцепления

Гидравлический привод сцепления необходимо прокачивать после каждого отсоединения гидравлических трубок/шлангов, а также в случае попадания воздуха в систему по какой-либо другой причине. Гидравлический привод сцепления прокачивается точно также как и тормозная система. Информация, приведенная в главе 9 относительно прокачки тормозной системы, относится и к гидравлическому приводу сцепления. Оба гидропривода (сцепления и тормозной системы) имеют общий компенсационный бачок с которым главный цилиндр соединен шлангом (2, см. рис. 5.7). Шланг для прокачки на штуцер главного цилиндра следует надевать так же, как на штуцер прокачки рабочего цилиндра сцепления. Педаль сцепления должна при нажатии оказывать ощутимое сопротивление.

Замена деталей механического привода сцепления

На рис. 5.8 показано устройство механического привода сцепления с механизмом саморегулировки свободного хода педали. Используя рис. 5.8 можно выполнить все работы на этом механизме. Перед демонтажем корпуса с угловым рычагом (10), отсоедините тягу сцепления.

Рис. 5.6 Устройство привода выключения сцепления
1 - коробка передач, 2 - шаровой (опорный) палец, 3 - уплотнительное кольцо, 4 - сальник первичного
вала, 5 - направляющая втулка,6 - пружинные скобы, 7 - болт, 15 Нм, 8 - рычаг выключения сцепления,9
- выжимной подшипних,10 - болт, 25 Нм, И - рабочий цилиндр сцепления (вариант с гидроприводом),
12 - угловой рычаг (вариант с тросом), 13 - шток, 14 - технологический стопор

Перед вывинчиванием болта (11) включите передачу заднего хода. Стопорную шайбу (14) установите на толкатель (18) на расстоянии 8 мм от его конца. Зубчатую шайбу (1) надо заклинить в корпусе, ударяя трубчатым стержнем над шайбой (2) Шайбу (15) заменяйте при каждой сборке. После установки шайбы (16) проверьте, свободно ли движется шайба (15).Фигурная шайба (16) одноразовая, при сборке замените ее. Для того чтобы снять эту шайбу, необходимо сначала снять толкатель, затем в очередности, показанной на рис. 5.9, вложить в корпус шайбу (2), а потом зубчатую шайбу (1), вогнутой поверхностью в сторону шайбы (2). Трубчатым стержнем забейте шайбу (1) так, чтобы она заклинилась в отверстии корпуса и не ограничивала свободное движение шайбы (12).

Замена троса сцепления

Устройство гидравлического привода сцепления
1 - компенсационный бачок (тормозной жидкости), 2 - тормозной шланг, 3 - вакуумный усилитель
тормозов, 4 - кронштейн, 5 - главный цилиндр, 6 - гайка, 7 Нм, 8, 15 -накидные гайки, 15 Нм, 9 -
гидравлическая трубка, 10, 11 - шайба, 12 - втулка, 13 - кронштейн,
14 - гидравлический шланг, 16 - рабочий цилиндр, 17, 18 - болт, 25 Нм, 19 - штуцер прокачки
главного цилиндра сцепления, 20 - штуцер прокачки рабочего цилиндра, 21 - пыльник,
22 - коробка передач

Трос привода сцепления имеет сложную конструкцию, которая включает в себя подпружиненное устройство устранения зазора в приводе. Перед тем как приступить к демонтажу троса, отсоедините устройство устранения зазора в приводе. Несколько раз нажмите до упора педаль сцепления. Поверните угловой рычаг в направлении “от упора” . Это вызовет сжатие устройства устранения зазора в приводе. Для фиксации устройство в этом положении на СТО используют технологический хомут (см. рис. 5.10, 5.11), зафиксировав устройство отсоедините тягу от углового рычага. При отсутствии хомута закрепите устройство проволокой. Если нельзя сжать устройство устранения зазора вприводе, значит оно повреждено. Для демонтажа в этом случае необходимо перерезать трос сцепления (шлифмашинкой или зубилом). Отсоедините от педали сцепления второй конец тяги. Выньте резиновый ограничитель из кронштейна у коробки передач. Выньте оболочку тяги из крепежного хомута. При установке нового троса устройство устранения зазора в приводе должно быть сжато. Сначала трос крепится к педали сцепления, затем вставляется резиновый ограничитель в кронштейн, затем трос крепится к угловому рычагу сцепления и наконец освобождается устройство устранения зазора в приводе. Для того, чтобы установить старый трос необходимо выполнить следующие операции: Закрепите трос к педали и к угловому рычагу сцепления. Оболочку троса необходимо несколько раз передвинуть от упора до упора в одну и другую стброну, чтобы устройство устранения зазора в приводе могло прийти в рабочее положение. При этом надо обратить внимание на то, чтобы трос не отсоединился от педали сцепления или от углового рычага. Удерживая устройство устранения зазора в приводе в сжатом состоянии, вставьте резиновый ограничитель в кронштейн. Закрепите в хомутике оболочку троса. Проверьте, не касается ли оболочка троса наружного механизма управления коробкой передач. Нажмите на педаль сцепления до упора не менее пяти раз. Наклоните угловой рычаг приблизительно на 10 мм в направлении, противоположном направлению нормального выключения и проверьте легкость его хода. Ни в коем случае не разбирайте корпус устройства устранения зазора в приводе. В нем имеются мелкие детали, которые могут выпасть, что выведет устройство из строя.

Рис. 5.8 Устройство механического привода управления сцеплением
1 - кронштейн педалей, 2 - педаль сцепления, 3 - тарельчатая шайба, 4 - гайка крепления, 5 - уплотнительное
кольцо, 6 - оболочка тяги сцепления с устройством регулировки свободного хода
педали сцепления, 7 - хомутик, крепящий оболочку троса, 8 -резиновый ограничитель, 9 - кронштейн,
10 - корпус с угловым рычагом, 11, 12 - болты, 25 Нм, 13 - резиновый чехол, 14 - стопорная
шайба, 15 - шайба, 16 - зубчатая шайба, 17 - пружина, 18 - толкатель