Система охлаждения всех двигателей - жидкостная, замкнутая, работающая при повышенном давлении. Жидкость приводится в движение центробежным насосом лопастного типа. Направление потока жидкости регулируется термостатом, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Вентиляторы радиатора (их два) включаются двухрежимным термовыключателем, установленным в радиаторе. Вентиляторы двухскоростные, работа двигателя при температурах от 84 до 90С обеспечивается первым среднескоростным режимом работы. При температуре охлаждающей жидкости 93- 98 вентиляторы работают на полную мощность. В системе охлаждения предусмотрен отдельный расширительный бачок (см. рис. 4.1).

Рис. 4.2 Устройство системы охлаждения четырехцилиндрового двигателя 1 - расширительный бачок, 2 - радиатор, 3 - насос системы охлаждения, 4 - пробка слива охлаждающей жидкости, 5 - термостат, 6 - насос системы охлаждения, 7 - радиатор моторного масла, 8 - корпус, 9 - головка блока, 10 - электромагнитный клапан, 11 - клапан регулировки работы отопления салона, 12 - дополнительный отопитель, 13- отопитель 1, 14- отопитель 2, 15 - тройник, а - верхний шланг охлаждающей жидкости, в - нижний шланг охлаждающей жидкости

Рис. 4.3 Устройство системы охлаждения пятицилиндрового двигателя 2.4 л 1 - расширительный бачок, 2 - радиатор, 3 - насос системы охлаждения, 4 - сливная пробка охлаждающей, 5 - термостат, 6 - насосы охлаждающей жидкости, 7 - корпус, 8 - радиатор масла, 9 - головка блока, 10 - электро- магнитый клапан, 11 - дополнительный отопитель, 12 - клапан регулировки работы отопления салона, 13-1 теплообменник, 14-2 теплообменник, а - верхний шланг охлаждающей жидкости, в - ниж н ий шланг охлаждающей жидкости

На четырехцилиндровых двигателях оба вентилятора приводятся от одного электромотора (см. рис. 4.6). У остальных двигателей- от двух (по одному на крыльчатку). Питание на электромоторы подается независимо от положения ключа в замке зажигания, поэтому будьте осторожны при работе в моторном отсеке. Системы охлаждения дизельных двигателей отличаются друг от друга. Различия систем охлаждения четырех и пятицилиндрового двигателей показаны на рис. 4.2 и 4.3. Описанные ниже действия относятся также и к дизельным двигателям. Насос системы охлаждения четырехцилиндрового дизеля снимается и устанавливается так же, как и в бензиновом двигателе (см. ниже).

Замена охлаждающей жидкости

По мере эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства и меняет плотность. Поэтому, один раз в год, следует проверять цвет и плотность охлаждающей жидкости (см. рис. 4.4), что лучше делать перед зимой. Независимо от пробега заменять охлаждающую жидкость необходимо раз в 2 года.

Слив

Рычаг регулировки температуры отопителя передвиньте вправо до упора.

Отверните пробку расширительного бачке.

Если двигатель горячий, необходимо перед отвинчиванием пробки дать ему остынуть.

Слейте охлаждающую жидкость сняв нижний шланг системы охлаждения или отвинтив крышку термостата или вывинтив пробку (1, рис. 2.1).

У дизеля 2.4 л для слива охлаждающей жидкости необходимо отсоединить трубку между расширительным бачком и корпусом термостата.

У двигателя 2.8 л отверните пробку 25 (см. рис. 4.12) на трубке системы охлаждения.

Если охлаждающая жидкость свежая, то можно ее собрать в чистую емкость.

Фирма VW не рекомендует повторное использование охлаждающей жидкости из-за потери ею части защитных свойств. Замена жидкости обязательна при замене головки блока, радиатора, термостата или иных деталей и узлов омываемых охлаждающей жидкостью.

Заполнение

Жидкость заливается в расширительный бачок, откуда она расходится по каналам системы охлаждения. Для ускорения процесса выхода из каналов воздуха на штуцере верхнего шланга, идущего к отопителю, встроен специальный винт. Перед заливкой выверните винт, после появления в отверстии винта жидкости - заверните винт на место

Рычаг регулировки температуры отопителя продвиньте вправо до упора.

Закрепите на радиаторе нижний шланг или трубку системы охлаждения заверните пробку сливного отверстия, в зависимости оттого, что демонтировалось при сливе жидкости.

Залив жидкость в бачок до метки “МАХ” (см. рис. 4.1) закройте крышку расширительного бачка.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры (до включения вентилятора). Остатки воздуха из каналов при этом будут удалены через клапан крышки радиатора или через отверстия крышки расширительного бачка. Заглушив двигатель, проверьте уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости долейте жидкость до метки “МАХ” . При охлаждении двигателя уровень понизится, но не ниже отметки “MIN” , имейте это в виду.

Рис. 4.6 Радиатор охлаждающей жидкости - двигатель 2.0 1 - болт, 10 Нм, 2- кронштейн крышки капота, 3- кожух радиатора, 4- направляющая воздуха, 5 - резиновый кронштейн, 6 - радиатор, 7 - уплотнительное кольцо, 8- термовыключатель, 25 Нм, 9 - корпус вентилятора с вентилятором, 10 - жгут электрических проводов, 11 - регулятор, 12 - электрический вентилятор, 13 - кожух вентилятора, 14 - кожух, 15- расширительный б а чо к ,16 - к головке блока, 17 - к шлангу охлаждающей жидкости, 18- к отопителю, 19 - тройник, 20-переливной шланг охлаждающей жидкости, 21 - пробка расширительного бачка, 22 - нижний шланг охлаждающей жидкости к штуцеру нассса, 23 - резиновая подкладка, 24 - крепежный штифт, 25 - верхний шланг охлаждающей жидкости головки блока, 26-пружинный соединитель, 27 - резиновая перемычка.радиатор фольксваген

Проверка пробки расширительного бачка

Система охлаждения работает под некоторым давлением для увеличения эффективности. Роль предохранительного клапана выполняет пробка расширительного бачка. Она открывается при давлении 1,2 -1,5 атм (0,12- 0,15 МПа). Для проверки пробки пользуйтесь приспособлением описанным выше (см. рис. 4.5). Если пробка открывается вне указанных диапазонов давлений- замените ее

Снятие и установка радиатора

Радиатор, вентилятор с электрическим приводом и резиновые шланги стандартной системы охлаждения показаны на рис. 4.8. Если не считать форму шлангов системы охлаждения, то все основные узлы системы охлаждения одинаковы на всех двигателях. Не которые модели имеют два электровентилятора и соответственно измененный корпус для их крепления.

Термовыключатель вентилятора установлен в радиаторе снизу, с левой стороны. Перед тем как снять радиатор или вентилятор, отсоедините аккумулятор. Радиатор снимается следующим образом: Радиатор и переднюю часть кузова наклоните вперед как это описано в главе 1. Снимите также защиту картера двигателя. Слейте жидкость из с системы охлаждения, как описано выше. Отверните пробку расширительного бачка. Снимите наконечники электрических проводов с клемм термовыключателя и с электромотора вентилятора или с двух моторов, если установлены два вентилятора. Ослабьте и снимите хомутики верхнего и нижнего шлангов охлаждающей жидкости, снимите шланги со штуцеров радиатора. Снимите также шланг, идущий к расширительному бачку. Шланги системы охлаждения закрепляются хомутиками двух типов: пружинными или ленточными с винтовым зажимом. С левой и правой стороны радиатора выбейте штифты из пружинных соединителей и выньте эти соединители из кронштейнов радиатора (см. рис. 4.6). Выньте радиатор из автомобиля. При необходимости отсоедините от радиатора корпус и электромотор вентилятора (вентиляторов). Устанавливается радиатор в обратной последовательности. Систему охлаждения заполните как описано выше, после установки радиатора проверьте герметичность системы охлаждения.

Проверка вентилятора радиатора

Если двигатель перегревается из-за того, что вентилятор не включается, то в первую очередь надо проверить термовыключатель, находящийся сбоку радиатора. Запустите двигатель и оставьте работающим до прогрева или включения вентилятора. Осторожно откройте пробку расширительного бачка, чтобы мог выйти пар. Вставьте в расширительный бачок термометр. При температуре 84- 89’С вентилятор должен включиться на средние обороты, при 93- 98С - на полную мощность. Если это не так, снимите с клемм термовыключателя оба электрических провода и соедините их между собой, включите зажигание. Вентилятор должен немедленно включиться. В этом случае замените термовыключатель и повторите проверку. Если вентилятор и при этом не включается, то проверьте проводку, предохранители и электродвигатели.

Проверка датчика температуры

Отсоедините электрический провод от датчика температуры и измерьте сопротивление между контактами датчика и массой. При низкой температуре охлаждающей жидкости сопротивление очень велико и становится тем меньше, чем горячее двигатель. Поврежден может быть также индикатор температуры на шкале приборов, чтобы его быстро проверить, снова отсоедините электрический провод от индикатора и при включенном зажигании замкните с массой. Стрелка индикатора температуры должна резко отклониться в максимальное положение. Соединение с массой должно длиться как можно меньше, чтобы не повредить индикатор. Выключите зажигание.