Кузов автомобилей VW Т4 полностью стальной, несущего типа. Днище, крыша, крылья (модели до 1996 г) и боковые панели соединены сваркой или приклеены. У грузовых моделей бортовая платформа прикреплена к раме болтали. Капот, задняя дверь, двери и крылья (модели с 1996 г) съемные (крепятся на болтах) и легко заменяются при необходимости. При установке необходимо обязательно выдерживать монтажные зазоры. Зазоры между деталями кузова должны быть одинаковыми по всему периметру. Все стекла приклеены и их замену лучше поручить специализированной мастерской. Рабочие операции различаются в зависимости от оснащения модели и, поэтому будьте внимательны, учитывайте к какой модели эти операции относятся.

Техника безопасности при проведении ремонтных работ

При проведении электросварки или других работах на кузове с электроинструментом на 220 В, аккумулятор необходимо предварительно снимите с автомобиля. Нельзя проводить сварочные,паяльные или иные работы связанные с нагреванием деталей системы кондиционирования. При ремонте лакокрасочного покрытия допускается нагревание

КУЗОВ И ОБОРУДОВАНИЕ - ОБСЛУЖИВАНИЕ И УХОД

Состояние кузова автомобиля является одним из важнейших факторов, влияющих на его стоимость и престиж владельца. Ухаживать за кузовом несложно, но работы должны проводиться регулярно. Без ухода, особенно после получения мелких повреждений, можно быстро привести кузов в плачевное состояние (особенно на наших дорогах). Важно также регулярно восстанавливать покрытие днища, колесных арок и полостей кузова, например, путем обработки аэрозольными консервантами. Основой постоянного ухода является мытье кузова, предпочтительно водой из шланга. Важно смывать грязь так, чтобы она не царапала верхний слои краски. Колесные арки ишасси нуждаются и таком же уходе, чтобы удалить накапливающуюся грязь, которая удерживает влагу и способствует образованию ржавчины. Наилучшим временем для мытья шасси и колесных арок является влажная погода, когда грязь намокла. Во время влажной погоды (при езде ни лужам) шасси обычно очищается само от крупных комьев грязи. Периодически шасси всех автомобилей, за исключением тех, нижняя часть кузова которых покрыта защитным слоем воска, рекомендуется очищать горячим паром, а также и нижнюю часть двигателя, после чего можно произвести тщательную проверку, чтобы увидеть, какой ремонт необходим. Чистка горячим паром может быть проведена в некоторых гаражах и СТО и коммерческих «мойках» и рекомендуется для удаления накапливающейся грязи, пропитанной маслами и смазками, слой которой в некоторых местах может достигать значительной толщины. Если же чистка горячим паром недоступна, существуют специальные очистители, которые можно нанести кистью, затем всю грязь можно легко смыть струей воды из шланга. Обращаем Ваше внимание, что :эти методы не должны использоваться для автомобилей, нижняя часть кузова которых покрыта защитным слоем на основе воска либо .этот слой должен быть удален. Автомобили с таким покрытием необходимо проверять, .ежегодно, обычно перед наступлением зимы, когда все днище автомобиля следует вымыть, чтобы определить места, где требуется восстановление или обновление защитного покрытия. Лучше всего полностью восстановить защитный слой. Стоит также использовать консерванты порогов (типа «Мовиль») для заливки в дверные полости, пороги, и т.д, как дополнительную защиту от ржавчины, в тех местах, где это невозможно осуществить иначе. После мытья лакокрасочною покрытия кузова протрите его замшей для придания «товарного вида». Рекомендуется нанести поверх краски слой прозрачною защитного покрытия для дополнительный слой для защиты от кислотных дождей и т.п. Если блеск краски уменьшился, используйте очиститель/полировку для его восстановления. Конечно, это требует некоторых усилий, но результат обычно оправдывает их. Необходимо обратить особое внимание на краску «металлик», т.к. уход за ней потребует специального нежного очистителя/полировки. Всегда проверяйте, чтобы отверстия для стока воды в дверях и у отопителя были очищены, что вся вода стекала. Лобовое стекло и стекла дверей можно очищать при помощи специального очистителя. После зимы просушите автомобиль, поставив его на солнце с полностью открытыми дверями. Автомобиль считается полностью просушенным, если утром, после ночной стоянки, на стеклах нет конденсата (капелек сконденсировавшейся влаги). В рекомендованные периоды проверяйте работу и состояние дверных замков и ограничителей, смазывайте петли тонким слоем смазки (типа «ЦИАТИМ»), Также смазывайте петли капота и пятой двери, замок капота.

Внутренняя обивка и коврики - уход и обслуживание

Половички и коврики необходимо регулярно подметать, вытряхивать или чистить пылесосом, чтобы в них не накапливалась грязь. Если они сильно измазаны, выньте их и очистите щеткой или губкой и обязательно просушите перед тем, как класть на место. Чистоту сидений и внутренних декоративных панелей можно поддерживать, вытирая их влажной тканью или специальными средствами. Если на обивке появились несмывающиеся пятна (которые более заметны на обивке светлых тонов), используйте специальные моющие средства, которые сейчас практически не являются дефицитом. Не забывайте чистить чехлы так же, как и обивку. Используя жидкие моющие средства внутри салона, старайтесь регулярно просушивать салон. Избыток влаги может привести как к ржавчине внутренних панелей кузова, так и к появлению плесени на обивке. Если вода попала внутрь салона, рекомендуется не пожалеть времени на тщательную просушку, особенно если это касается половиков и ковриков. Не рекомендуется использовать для просушки масляные или электрические обогреватели из-за повышенной пожароопасности.

Небольшие повреждения кузова - ремонт

Ремонт небольших царапин на кузове Если царапина очень поверхностная и не достигает основного металла, то ремонт очень прост. Слегка протрите данный участок растворителем краски и мелкодисперсной шлифовальной пастой для подготовки поверхности покрытия и царапины, очистите участок от восковой полировки и грязи. Сполосните весь участок чистой водой, просушите его или протрите замшей. Нанесите небольшое количество краски на царапину, используя тонкую кисть; продолжайте наносить тонкие слои краски до тех пор, пока поверхность краски в зоне царапины не станет вровень с поверхностью краски на неповрежденной поверхности. Дайте краске высохнуть в течение времени, указанного на банке, затем выровняйте этот участок при помощи специальной пасты. Закончите ремонт нанесением восковой полировки. Если царапина достигла основного металла кузова и стала причиной появления ржавчины, принцип восстановления покрытия совершенно другой. Соскребите всю краску и ржавчину из царапины и на некотором расстоянии от нее (3- 5 мм чистого металла) при помощи перочинного ножа, затем обработайте всю поверхность наждачной бумагой или шлифмашинкой, стараясь удалить как можно больше ржавчины (лучше всю), затем обработайте металл специальным химическим составом для создания химически пассивного слоя (ортофосфорной кислотой или модификатором ржавчины), тщательно удалите остатки химического состава, согласно его инструкции. Затем зашпатлюйтё всю поверхность металла, чтобы выровнять ее с окружающей поверхностью, удобно использовать резиновый или нейлоновый шпатель. При небольшой площади и глубине обычно используют шпатлевку (обязательно годную для работы по металлическим поверхностям) на нитрооснове. До того, как шпатлевочная паста окончательно затвердеет можно дополнительно разгладить ее небольшим кусочком хлопчатобумажной ткани, смоченной растворителем. Теперь это место можно , закрасить так, как это описано выше.

Ремонт деформаций кузова (повреждений с потерей геометрической формы)

В случае появления на кузове вмятины необходимо устранить ее по мере возможности механическим путем (рихтовка) до тех пор, пока поврежденный участок не примет форму, близкую к исходной. Нет смысла пытаться восстановить первоначальную форму полностью, т.к. металл в месте повреждения растянулся отудара и не вернется полностью в исходное со стояние. Вполне достаточно уменьшить уровень вмятины до 2-3 мм ниже уровня исходной поверхности. В случаях, когда вмятины менее 2-3 мм, не стоит вообще пытаться вытянуть их. Если есть доступ к обратной стороне поврежденного элемента, то вмятину можно осторожно подрихтовать изнутри, используя деревянный или пластиковый молоток. Во время рихтовки плотно прижмите деревянный брусок к обрабатываемому участку с другой стороны, чтобы предотвратить «выпячивание» металла. Если же доступ с обратной стороны вмятины невозможен, необходимо попробовать иной способ. Просверлите несколько небольших отверстий на участке вмятины, особенно в самом глубоком ее месте. Затем вверните в эти отверстия винты-саморезы так, чтобы они закрепились в них. Теперь попробуйте вытянуть вмятину, потянув за шляпки этих винтов плоскогубцами. Классически (профессионалами) этот способ выполняется иначе: вместо отверстий с винтами припаивается (медью) пруток, далее- как описано выше. Следующий этап ремонта заключается в удалении всего лакокрасочного покрытия с по врожденного участка и с участка примерно в 2.5 см шириной по его периметру. Легче всего воспользоваться аэрозольной смывкой. Также удалить краску можно при помощи проволочной щетки или абразивной насадки на электродрель или вручную, используя наждачную бумагу. Подготовка к шпатлевке закончена, если поверхность металла достаточно шероховата и обезжирена (только чистым растворителем!) При абразивном способе удаления краски поверхность достаточно обезжирить, при химической очистке дополнительно обработайте весь участок наждачной бумагой со средней зернистостью. Это обеспечит наилучшее «сцепление» поверхности основного металла со шпатлевкой Работа по восстановлению товарного вида кузова весьма трудоемка и требует некоторых навыков и аккуратности, не говоря о широком спектре различных химических средств, поэтому мы рекомендуем все-таки обратиться к специалистам.

Ремонт мест сквозной коррозии или повреждений, связанных с разрывом основного металла

Удалите нею краску с поврежденного участка и с площади примерно 2.5 см по его периметру, использование ножа, смывки и электроинструмента сильно облегчит задачу. Когда вся краска удалена, можно полностью оценить степень коррозии и решить: заменить всю панель (если это возможно) или восстановить поврежденный участок. Кузовные панели не так дороги, как принято думать, стоимость замены, как правило, равна стоимости самой панели и поэтому иногда гораздо быстрее и дешевле заменить панель целиком, чем пытаться восстановить большие участи, поврежденные коррозией. Замену панели кузова (крыла, подцомкрат- ника и т.д.) мы рекомендовали бы все-таки предоставить специалистам- кузовщикам, но, если есть желание, силы, инструменты и время, то: удалите все, что установлено с поврежденного участка, за исключением тех кузовных элементов и деталей, которые можно использовать в качестве шаблона для установки новой панели (например, кронштейны крепления фар и т.п.). Затем, используя отрезную шлиф- машинку или специальный электроинструмент (что лучше всего, т.к. он не деформирует остающиеся напели), или ножницы по металлу, зубило, удалите поврежденную панель или ее поврежденную часть. Края оставшихся панелей следует зачистить, если образовалось отверстие (лучше некруглое), то, зачистив края, слегка загните их внутрь с помощью молотка, с целью облегчения наклеивания «заплатки». Обработайте края поврежденного участка составом для образования защитного слоя, если есть доступ с обратной стороны поврежденною участка, аналогично обработайте и обратную сторону. Если отверстие небольшое (не больше 30x30 мм) наклейте на него (соответствующим клеем) алюминиевую фольгу. Вырежьте кусок, примерно соответствующий форме отверстия, но несколько больший по размерам, затем приклейте его на отверстие. В последнее время появилась алюминиевая лета с бумажной подложкой, которая закрывает клеящий слой. Такая лента может быть использована для небольших или узких отверстий, отмотайте кусок нужною размера, придайте ему примерный размер и форму, которые необходимы, затем, удалив с куска ленты бумагу, прилепите его поверх отверстия; можно наложить несколько слоев на одно и то же место, если полученная толщина недостаточна. Обстучите края ленты рукояткой отвертки или чем-нибудь подобным, чтобы убедиться, что лента как следует приклеилась. Края отверстия должны быть обязательно обработаны, как описано выше.

Восстановление лакокрасочного покрытия кузова - шпатлевка и покраска

После того, как Вы, используя сведения из этого раздела, выровняли вмятины, удалили глубокие и мелкие царапины, сквозную ржавчину и разрывы, иногда приходится думать о полном восстановлении товарного вида автомобиля - покраске всего кузова, отдельного элемента или небольшой площадки. Перед покраской необходимо тщательно помыть кузов (весь или вокруг соответствующих поверхностей) с использованием моющего средства, там, где этого окажется мало, пройдитесь ветошью, смоченной растворителем. Если данную операцию пропустить или выполнить небрежно, то вероятность отслаивания покрытия будет весьма велика. Для выравнивания кузова обычно исполь- 'ую т шпатлевку. Существует много типов шпатлевок, Мы рекомендуем для данного типа ремонта двухкомпонентные шпатлевки, обычно состоящие из баночки шпаклевочной пасты и тюбика отвердителя. Для пущей уверенности смешайте образцы частей шпатлевки и проведите пробу на куске жести. Шпатлевка должна хорошо прилипать к поверхности (не скатываться в валик), легко разравниваться (не собираться на шпателе), застывать в указанное на упаковке время, легко обрабатываться после застывания и с трудом отделяться от металла, например, при перегибе контрольной жести. После проверки и одобрения шпатлевки подберите удобный шпатель. Широкий, гибкий пластмассовый или нейлоновый шпатель весьма облегчит работу. Смешайте небольшое количество шпатлевки в крышке, на куске чистой жести или дерева (старайтесь, чтобы кусочки дерева (щепки, опилки) не попали в шпатлевку), строго следуя инструкции производителя и соблюдая пропорции, указанные на упаковке (в противном случае шпатлевка будет схватываться либо слишком медленно, либо слишком быстро). Шпателем нанесите шпатлевку на подготовленный участок и разровняйте ее, чтобы достичь правильного профиля и выровнять поверхность. Как только Вы покроете необходимым слоем нужную площадь, прекратите выравнивание, иначе паста начнет становиться слишком липкой и будет прилипать к шпателю. Если одного слоя мало, или предельно допустимого инструкзастыть. Накладывайте слои шпатлевки через соответствующие интервалы времени до тех пор, пока поверхность застывшей шпатлевки не сравняется с окружающей поверхностью кузова. Как только шпатлевка затвердеет, ее излишек нужно удалить. Сначала, как правило, обработку ведут грубым инструментом (крупные напильники, крупнозернистая наждачная бумага), далее обработку продолжают, используя все более мелкозернистую наждачную бумагу. Всегда подкладывайте под абразивную бумагу ровный кусок резины или дерева - иначе трудно выровнять поверхность шпатлевки. Во время доводки поверхности (самой мелкозернистой наждачной бумагой, на тканевой основе, влагостойкой), рекомендуется периодически смачивать поверхность водой. На этой стадии обрабатываемая шпатлевка должна быть окружена кольцом чистого основного металла, который, в свою очередь, должен быть по периметру опоясан тонким «ореолом» неповрежденной краск^, матовой в местах перехода к металлу. Сполосните весь участок ремонта чистой водой, чтобы удалить всю пыль, образовавшуюся в процессе шлифовки. Нанесите на весь ремонтируемый участок тонкий слой грунтовки - это поможет заметить все возможные неровности поверхности шпатлевки (рекомендуется перед нанесением проверить совместимость грунтовки со шпатлевкой на контрольном образце, т.к. редко, но бывает, что грунтовка растворяет шпатлевку и в местах перехода от шпатлевки к металлу образуется ступенька). Заделайте эти неровности небольшим количеством шпатлевки и снова обработайте эту поверхность шлифовальной бумагой. Можно разбавить шпатлевку разбавителем, чтобы получить пасту нужной консистенции. Повторяйте покрытие грунтовкой, пока не убедитесь, что поверхность шпатлевки стала ровной. Промойте ремонтируемый участок чистой водой и дайте ему полностью высохнуть. Теперь ремонтируемый участок полностью готов к покраске. Нанесение краски должно проводиться в теплый (желательно температура воздуха 15-25‘С), солнечный, безветренный день, когда в воздухе нет пыли и минимум насекомых (можно после небольшого дождя). Эти условия легко создать в отапливаемом помещении, но если Вы вынуждены работать на открытом воздухе, то следует выбрать деньдля этой работы очень внимательно. В помещении может оказаться полезным сбрызнуть пол водой, что поможет осадить пыль. Если ремонтируемый участок ограничен одной панелью или ее частью, рекомендуется прикрыть окружающие панели (хорошо мокрыми газетами в несколько слоев). Также необходимо закрыть или временно снимите декоративные детали кузова (например, хромовые молдинги, дверные ручки). Для этого обычно используют изоленту, скотч или пленку. Перед тем, как начинать окраску, взболтайте как следует аэрозольный баллончик и покрасьте пробный участок (лучше всего тот же кусок жести, на котором пробовали шпатлевку и грунтовку, т.к. краска может быть не совместима с грунтовкой) пока не приобретете необходимые навыки. Покройте ремонтируемый участок в несколько слоев подложкой, причем толщина слоя должна быть достигнута последовательным наслоением тонких слоев краски, а не одним толстым слоем, дайте краске высохнуть согласно ее инструкции (обычно 24 часа). Используя самую гонкую шлифовальную бумагу, прошлифуйте поверхность подложки, пока она не станет действительно ровной и гладкой. В ходе этой работы ремонтируемый участок должен обильно смачиваться водой, а шлифовальную бумагу надо периодически споласкивать. Обязательно дайте подложке полностью высохнуть до того, как накладывать следующий слой краски. Нанесите верхний слой краски, снова достигая необходимой толщины нанесением нескольких тонких слоев краски. Начинайте покраску с середины ремонтируемого участка, двигаясь по направлению к краям слева направо, до тех пор, пока весь ремонтируемый участок и полоса старой краски по периметру шириной примерно 5 см не окажутся покрытыми полностью. Удалите все то, что закрывало соседние, не подлежащие покраске, участки после полного высыхания последнего слоя краски. Оставьте новую краску для полного высыхания по крайней мере на неделю, затем, используя освежитель краски или тонкую полировочную пасту, сравняйте края вновь окрашенного участка с окружающей покраской. В заключение нанесите полировочный воск.

Детали из пластика

С использованием все большего и большего количества пластмассовых деталей кузова (например, бамперов, спойлеров и, в некоторыхнекоторых случаях, основных панелей кузова) восстановление их после получения серьезных повреждений сводится к тому, что либо поврежденная часть заменяется полностью, либо эту работу поручают специалисту в этой области. Ремонт такого повреждения владельцем автомобиля почти не доступен вследствие высокой стоимости оборудования и материалов, необходимых для эффективною проведения ремонта. В основе ремонта лежит методика сварки полимерных материалов с последующей обработкой швов. Менее серьезные повреждения (сколы, небольшие трещины и т. п.) могут быть отремонтированы с помощью двухкомпонентной эпоксидной шпатлевки с последующей обработкой. Если владелец ремонтирует пластиковую деталь при помощи эпоксидной шпатлевки, то он может столкнуться с проблемой нахождения подходящей краски для нанесения верхнего декоративною слоя, которая будет совместима с используемым пластиком. Стандартные краски, вообще говоря, не лягут на пластик или резину как следует. Однако сейчас можно приобрести специальный набор для нанесения краски на пластиковые детали, который состоит из нескольких компонентов (для предварительной обработки, грушовки и окраски наружного покрытия). Обычно к набору прилагаются подробные инструкции, но общий принцип использования состоит в том, чтобы наложить сначала особый нижний слой на окрашиваемый участок, дать ему просохнуть в течение 30 минут. Затем накладывают слой грунтовки и позволяют ей просохнуть в течение 1 часа, после чего, наконец, наносят специальную окраску для создания наружного покрытия.

СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КУЗОВА - РЕМОНТ

В случаях, когда серьезные повреждения кузова получены в результате аварии либо, если из-за отсутствия должного ухода необходима замена обширных участков или целых новых панелей (днище, задние крылья), лучше всего предоставить этот ремонт профессионалам. После столкновения кузов следует проверить на отсутствие деформации основных несущих элементов (лонжеронов, поперечин). Учитывая особенности конструкции , надо помнить, что повреждение одной части автомобиля вызывает нарушение формы и прочности всей машины целиком. В этом случае необходимо обращаться за помощью к специалистам СТО фирмы VW или нафирмы, которые имеют специальные стапели и шаблоны. Если не выправить корпус, то, во-первых, это опасно, т. к. автомобиль не сможет правильно эксплуатироваться (как правило, нарушается геометрия всех колес, что проявляется ускоренным износом покрышек), а. во-вторых, остаточные от аварии напряжения влияют на рулевое управление, усугубляются вибрацией от двигателя и трансмиссии, вызывая повышенный износ и окончательную поломку (усталостные трещины и т.п.).