Привод распредвала, помещенного в головке блока, производится при помощи зубчатого ремня, уложенного на зубчатых шкивах валов: коленчатого, распределительного и промежуточного. Устройство привода показано на рис. 2.56. Из рисунка видно, что зубчатый ремень полностью закрыт как от внешнего, так и внутреннего воздействия. Зубчатый шкив коленвала им«ет выступ, который входит в паз коленвала. В нормальных условиях срок службы ремня привода составляет около 100000 км пробега. Натяжение.зубчатого ремня осуществляется при помощи ролика натяжителя.

Снятие зубчатого ремня

Отверните болты, крепящие верхний кожух зубчатого ремня, и снимите его. Ослабьте болты, крепящие генератор, продвиньте генератор к середине и снимите клиновой ремень. Если автомобиль оснащен гидроусилителем рулевой системы или кондиционером, то снимите также ремни привода насоса гидроусилителя и насоса кондиционера. Обозначьте соответствующим образом положение клинового шкива относительно зубчатого колеса газораспределения на коленвале. Включите первую передачу, затяните ручной тормоз и отверните болты, крепящие половинки клинового шкива. Снимите обе половинки шкива.Отверните болты, крепящие нижний кожух зубчатого ремня, и снимите его. Как показано на рис. 2.57, ослабьте гайку, крепящую натяжитель зубчатого ремня (в направлении «Ь») и поверните ролик натяжителя против часовой стрелки. Снимите зубчатый ремень со шкивов газораспределения. После этого нельзя поворачивать коленвал.

Установка зубчатого ремня

Во время установки зубчатого ремня надо помнить о том, что установочные метки всех шкивов должны совпасть. Натяжение зубчатого ремня регулируется следующим образом: Наденьте ключ на шестигранник ролика натяжителя и поверните его в указанном на рис. 2.58 направлении. Зубчатый ремень считается правильно натянутым, если в месте, показанном на рис. 2.58 можно большим и указательным пальцами повернуть его не более чем на 90". Более точную регулировкуможно произвести только с помощью специальных приспособлений. Не старайтесь натянуть ремень как можно сильнее- это приводит к снижению его срока службы, а также к ускоренному износу подшипников валов. Гайку ролика натяжителя затяните моментом 45 Нм. Поверните коленвал на два полных оборота и проверьте, сохранилось ли натяжение ремня. Установите кожухи зубчатого ремня, ре-менный шкив, обратив внимание на метки положения и клиновой ремень. Натяжение клинового ремня генератора отрегулируйте как описано в разделе 4.1.6. Если шкив газораспределения был снят с коленвала, установите его на место, воспользовавшись рис. 2.60. Болт крепления обильно смажьте и затяните моментом 200 Нм. Коленвал при этом должен быть заблокирован от поворота. Для этого можно включить первую передачу и затянуть ручной тормоз.

Проверка и регулировка положения шкивов газораспределения

Эти работы следует выполнять перед установкой зубчатого ремня или когда у Вас возникло подозрение, что ремень переместился (перескочил на один зуб или был неправильно установлен). Выверните свечи зажигания. Временно закрепите ременный шкив на зубчатом шкиве коленвала (предварительно удалив нижний кожух зубчатого ремня). Поверните коленвал так, чтобы метка (насечка) на клиновом шкиве остановилась напротив метки на зубчатом колесе промежуточного вала. Это соответствует моменту зажигания в первом цилиндре. Поверните зубчатый шкив распредвала так, чтобы метка на задней стороне колеса газораспределения находилась на уровне плоскости стыка головки блока под прокладкой клапанной крышки, как показано стрелкой на рис. 2.61. Клапанную крышку надо предварительно снять. Установите клиновой шкив коленвала.

Замена промежуточного вала

Замена промежуточного вала возможна только когда двигатель вынут из автомобиля. Способ крепления промежуточного вала показан на рис. 2.6. Прежде чем приступить к снятию вала необходимо предварительно демонтировать распределитель зажигания. Снятие головки блока не обязательно. Фланец сальника имеет в задней части канал слива масла и поэтому должен устанавливаться только в одном положении. Фланец определяет осевой зазор вала и подлежит замене, когда этот зазор превысит 0,25 мм. Фланец уплотняется в блоке цилиндров при помощи сальника. Саль-ник промежуточного вала необходимо заменять при каждом снятии фланца вала. Для установки сальника надо сначала установить вал, а затем вставить сальник способом, описанным при замене переднего сальника коленвала. Болты крепления фланца промежуточного вала затяните моментом 25 Нм.