Направляющие клапанов Очистите направляющие клапанов тряпкой, пропитанной чистым керосином. Затем установите клапана в те же направляющие в которых они ранее находились (согласно ранее нанесенным меткам). Закрепите к головке блока индикатор с соответствующей подставкой (см. рис. 3.8). Выдвиньте клапан из направляющей так чтобы торец стержня клапана сравнялся с концом направляющей и к боковой поверхности тарелки клапана приставьте наконечник индикатора.

Покачайте тарелку клапана в одну и в другую сторону в направлении, показанном на рис. 3.8 и снимите показания индикатора. Если люфт больше 1,3 мм, клапан или клапан и направляющую необходимо заменить. Перед тем как приступить к замене направляющих необходимо проверить общее состояние головки блока. Головка блока с небольшими трещинами между седлами клапанов может в дальнейшем использоваться после шлифовки при условии, что трещины не шире 0,5 мм. Перед тем как установить новую направляющую, необходимо удалить старую. Если направляющая установлена еще на заводе- изготовителе, ее нужно вытолкнуть при помощи соответствующего стержня со стороны распредвала. Если же направляющая ранее заменялась, ее можно вытолкнуть толь-ко со стороны камеры сгорания, так как направляющие, изготовленные как запасные части имеют упорный фланец.

Для облегчения установки головку блока можно подогреть. Стержень для установки и снятия направляющих должен иметь на конце шейку (с диаметром, равным диаметру отверстия направляющей), которая вводится в направляющую (специальный инструмент с номером 10 - 206). На рис. 3.9 показан стержень осаженный в головке блока. Если Вы меняете направляющие, то необходимо также заменить соответствующие клапана, которые затем надо будет притереть к седлам. Новые направляющие смажьте и устанавливайте в холодную головку со стороны распредвала, пока буртик направляющей не упрется в поверхность головки блока (только направляющие поставляемые как запасные части имеют бурт). После этого не следует увеличивать силу давления, так как можно срезать буртик направляющей. После установки направляющую необходимо развернуть в размер. Для этого надо использовать специальную развертку 10 - 215.

При отсутствии такой развертки можно воспользоваться простой разверткой соответствующего диаметра. Направляющие выпускных и впускных клапанов разворачиваются в один и тот же размер 8,0 мм. Развертку надо хорошо смазать моторным маслом. После замены и обработки направляющих прошлифуйте седла клапанов для обеспечения взаимного положения направляющей и седла. Размеры необходимые для обработки седел клапанов показаны на рис. 3.10. Проверь-те все седла клапанов, нет ли на них следов износа или раковин. Небольшие следы износа можно удалить фрезой с углом 45". Если рабочие фаски сильно изношены, седла клапанов необходимо снова фрезеровать.
 

Сборка головки блока Головка блока собирается в обратной последовательности.

Стержни клапанов обильно смажьте моторным маслом и введите в соответствующие направляющие. С другой стороны установите при помощи специального приспособления показанного на рис. 2.11 нижнюю тарелку пружин в ее гнездо. Установите маслосъемный колпачок клапана. При этом используйте приспособление (см. рис. 2.24), описанное в разделе посвященном бензиновому двигателю. Установите на место внутреннюю и внешнюю пружины клапана (если устанавливаются старые пружины). Наденьте тарелку пружины и установите приспособление для сборки клапана как показано на рис. 2.10, сожмите пружину. Когда конец стержня клапана выступит над тарелкой пружин, вставьте в канавку клапана оба сухаря при помощи щипцов и осторожно ослабьте рычаг приспособления.

Устройство головки блока 1 - гайка, 20 Нм, 2 - шпилька, 15 Нм, 3 - крышка подшипника распредвала, 4 - распредвал, 5 - гидравлический толкатель, 6 - сухари, 7 - верхняя тарелка пружин, 8 - наружная п ружи на клапана, 9 - внутренняя п руж и на клапана, 10 - нижняя тарелка пружин, 11 - маслосъемный колпачок, 12 -направляющая клапана, 13 - задний сальник распредвала, 14 - форсунка, 15 - термоизоляционная шайба, 16 - пусковая свеча, 30 Нм, 17 - головка блока, 18 - клапан, 19 - передний сальник распредвала

Распредвал четырехцилиндрового двигателя 1 - уплотнительная шайба, 2 - крышка подшипника распредвала, 3 - гайка, 20 Нм, 4 - распредвал Остальные элементы головки блока аналогичны элементам пятицилиндрового двигателя. Сальник распредвала находится впереди.Проверьте согласно указаниям в разделе 2.1.2.2 толкатели клапанов, установите их в обильно смазанные отверстия. Необходимо строго следить, чтобы толкатели были установлены согласно нумерации по рис. 2.9, т.е. в отверстия из которых они были вынуты. Обильно смажьте шейки распредвала. Установите распредвал и несколько раз поверните. Установите распредвал в таком положении, чтобы оба кулачка первого цилиндра были направлены вверх. Четырехцилиндровый двигатель Наденьте крышки подшипников № 2 и 4 и наживите гайки их крепления. Так как подшипниковые отверстия не находятся посередине между болтами, то после установки крышек необходимо проверить попали ли их подшипниковые отверстия на шейку вала. Гайки установленных крышек затягивайте постепенно и крест-накрест моментом 20 Нм. Проверьте опираются ли крышки на поверхность головки. Установите крышки подшипников № 1, 3 и 5, наживите гайки и затем постепенно затяните их крест-накрест моментом 20 Нм.

Нумерация подшипников распредвала соответствует показанной на рис. 2.25 для бензинового двигателя. Пятицилиндровый двигатель Установите крышки подшипников 2 и 4 и наживите гайки. Проверьте правильно ли установлены подшипниковые отверстия в крышках. Равномерно затяните гайки крышек моментом 20 Нм. Крышки 3 и 5 установите также, как крышки 2 и 3. Сальник установите так же, как устанавливается передний сальник коленвала. У пятицилиндрового двигателя необходимо таким же самым способом установить второй сальник с другой стороны головки блока. Установите на распредвал шкив газораспределения (не забыв о шпонке) и вверните болт крепления с шайбой. Во время затяжки болта крепления зубчатого колеса удерживайте распредвал соответствующим образом (например, при помощи старого зубчатого ремня). Болт затяните моментом 85 Нм в пятицилиндровом двигателе и моментом 45 Нм в четырехцилиндровом двигателе. Установите впускной и выпускной коллекторы (на новые прокладки).

Прокладка головки Нижняя стрелка показывает насечки, верхняя стрелка указывает на номер прокладки