Прежде чем приступать к разборке двигателя, ознакомьтесь с рекомендациями разде- ла 2.1.1.2. Во время ремонта двигателя, нужно постоянно помнить следующее. Если, разобрав двигатель, Вы обнаружили металлическую стружку или другие следы износа в блоке цилиндров, необходимо кроме тщательной очистки масляных каналов заменить все масляные жиклеры, обратный клапан, регулирующий возврат масла, и масляный радиатор, так как частички металла могли осесть в этих узлах. Если Вы хотите полностью разобрать двигатель, то нужно лишь последовательно выполнить отдельные рабочие операции в описываемой последовательности.

Разбирая двигатель, следует помнить о том, что необходимо пометить монтажное положение всех подвижных или скользящих деталей, чтобы при сборке вернуть их в прежнее положение. Это особенно важно для поршней, клапанов, крышек подшипников и вкладышей подшипников. Детали необходимо раскладывать так, чтобы их нельзя было перепутать. Ни в коем случае нельзя маркировать чертилкой поверхности скольжения подшипников и уплотняемые поверхности, нельзя выбивать на них какие-либо номера. Многие детали изготовлены из алюминия и его сплавов, поэтому с ними нужно обращаться соответствующим образом. Снимите с двигателя все вспомогательные узлы и агрегаты двигателя. Снятие головки блока цилиндров На рис.2.75 показаны детали, которые необходимо демонтировать, чтобы снять го ловку блока с блока цилиндров. Если двигатель установлен в автомобиле, то необходимо выполнить определенный объем работ, чтобы подготовить двигатель к демонтажу головки блока. Снимите кожух распределителя, выдерните разъемы проводов свечей зажигания, снимите направляющие высоковольтных проводов с головки блока. Направляющие сдвиньте к середине и затем снимите их вверх. Снимите клапанную крышку головки блока (14). Прокладка клапанной крышкиподлежит обязательной замене. Укладывая новую прокладку, следует следить за правильностью ее монтажного положения. Снимите верхнюю часть впускного коллектора. Верхняя часть коллектора крепится к нижней части - и к кронштейнам на задней стенке. Затем снимите кронштейны (3,7). На другой стороне головки блока снимите термозащитный экран выхлопной трубы, отсоедините и снимите коллектор с головки блока. Снимите прокладки коллектора. Обратите внимание на то, как установлены обе прокладки, чтобы точно также установить новые при сборке. Коллектор состоит из двух частей с штуцером отбора проб выхлопных газов на содержание СО. Снимите крышку (14) с головки блока.

Демонтируйте привод распредвалов, подробно это описано в следующем разделе, причем верхнюю цепь необходимо снять с звездочек обоих распредвалов Снимите распределитель зажигания. Снимите с головки блока устройство натяжения двухрядной цепи. Отверните расположенный под крышкой распредвалов кронштейн и, затем, снимите крышку (16). При сборке эту крышку надо покрыть герметиком (AMV 188 001 002). Если Вы снимали только крышку, без демонтажа головки блока, то необходимо к сборке подготовить уплотняемые поверхности головки блока цилиндров, что описано ниже. Болты крепления головки блока отвинчивайте поэтапно в очередности, противоположной, указанной на рис.2.77. Снимите головку с блока цилиндров. Если головка «залипла», строньте ее резиновым или пластмассовым молотком, ни в коем случае не вбивайте отвертку по стыку. Если Вы хотите дальше разобрать головку блока, то необходимо снять нижнюю часть впускного коллектора, натяжитель ремня, топливный распределитель и другие детали, установленные на головке блока цилиндров. Демонтаж распредвалов описан в отдельном разделе.Разборка головки блока цилиндров Снимите все доступные детали головки блока, если это еще не сделано. Закрепите головку блока в тисках за кронштейн, прикрепленный к шпилькам выпускного коллектора. Затем снимите распредвалы. Проворачивайте коленвал до ВМТ поршня первого цилиндра.

Нужно вывернуть свечу за- жигания первого цилиндра, чтобы точно определить положение ВМТ. Снимите распределитель зажигания. Снимите клапанную крышку, если Вы не снимали двигатель с автомобиля. Снимите крышку приводных шестерен распредвалов. Зафиксировав распредвал от проворачивания рожковым ключом на 2 мм за шестигранник, отверните болт крепления соответствующей звездочки. Снимите натяжитель цепей (6, см. рис. 2.76)со стороны головки блока цилиндров. Снимите звездочки привода с распредвалов. Если цепи привода еще не сняты, то перед демонтажем необходимо пометить направление движения двухрядной цепи краской, как показано на р и с .2.81, чтобы при сборке вернуть ее в прежнее положение. Если цепь остается на звездочке коленвала, то ее необходимо привязать, чтобы она не могла соскользнуть. Первым рекомендуется снимать распредвал цилиндров 1,3 и 5. Для этого ослабьте и затем полностью отверните гайки крышек, снимите крышки концевых опор 1 и 7. Чтобы постепенно ослабить напряжение пружин клапанов, попеременно и крест-накрест, следует ослаблять гайки крышек подшипников 3 и 5 до тех пор, пока гайки не станет возможно отвернуть вручную. Выньте распредвал из опор.

Аналогично снимите распредвал цилиндров 2, 4 и 6. Выньте толкатели. Пометьте их по месту. Лучше всего маркировать толкатели черточками, т.е, первый толкатель - одна черточка, второй толкатель - две и т.д. Номер 1 расположен со стороны цепи привода двигателя. Не кладите толкатели набок, их нужно устанавливать рабочей поверхностью вниз. Толкатели представляют гидравлические невозвратные клапаны, поэтому с ними нужно обращаться с достаточной осторожностью.

Для сжатия пружин-клапанов (для рас-сухаривания клапанов) на фирменных СТО VW используют инструмент 2036. Плунжер инструмента должен соответствовать диаметру внутренней поверхности верхней тарелки пружины клапана. Сжимайте пружину до тех пор, пока не станет возможно вынуть сухари клапана. Чтобы снять клапаны, можно использовать трубу соответствующего диаметра, которую устанавливают на верхнюю тарелку пружины. С другой стороны под головку клапана необходимо установить брусок. Стукните молотком по трубе, чтобы выскочили сухари клапана. Эти сухари остаются внутри трубы. Трубу держите прижатой к тарелке пружины, чтобы не потерять сухари. Можно также подложить под трубу ветошь.Выньте верхнюю тарелку и обе пружины. Удалите маслосъемные колпачки штоков клапанов, эти колпачки нужно заменять при каждой разборке. На рис.2.85 показано устройство привода клапанов. Если автомобиль имеет большой пробег, и необходим ремонт головки блока, то очень важно измерить размер «а», прежде чем собирать блок цилиндров. Мы остановимся на этой работе болеёподробно.