Необходимо выполнить следующие измерения поршней. Проверьте осевой зазор поршневых колец в канавках поршня, используя кольцо из этой канавки и плоский щуп. Если Вы определите, что зазор превышает 0,15 мм, это значит что изношено либо кольцо, либо его канавка. Купите новые кольца и повторите измерение. Если Вы определите, что и теперь зазор превышает предельно допустимое значение, то все поршни подлежат замене. Монтажный зазор новых колец в новом поршне должен находится в пределах 0,02- 0,05 мм. Вставьте по очереди поршневые кольца в соответствующий цилиндр со стороны коленвала. Вставленное кольцо продвиньте перевернутым поршнем приблизительно на 15 мм вниз, чтобы оно установилось перпендикулярно к оси цилиндра. Измерьте щупом зазор замка кольца. Зазор замка компрессионных колец должен составлять 0,3- 0,45 мм. Если в рабочем (по диаметру) цилиндре зазор замка старого кольца больше предельно допустимого, то кольцо подлежит замене. Преде- лом износа для всех колец является 1,0 мм. У новых колец зазор замка также подлежит замеру. Если зазор меньше допустимого, то его следует увеличить, подпилив торцы кольца. Проверьте степень износа поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов. Если хотя бы один из шатунов поврежден (изогнут, повреждена поверхность при про-вороте вкладыша и т. д.), необходимо заменить все шатуны. Всегда заменяйте гайки болтов шатунов. Проверьте на специальном приспособлении, не деформированы ли шатуны.

Проверьте, не повреждены ли болты шатуна и при необходимости замените их. Измер ен и е за зор а между шатунной шейкой и вкладышем нижней головки шатуна Эта операция описана выше. Проверка этого зазора проводится также как и между коренной шейкой и вкладышем коленвала.

Сборка поршня с шатуном

Нагрейте поршни до 60° (погрузив их в горячую воду). Приготовьте соответствующую оправку, чтобы ее диаметр соответствовал внутреннему диаметру поршневого пальца. Вставьте поршневой палец в нагретый поршень и шатун. Соединяя поршень с шатуном, следует соблюдать следующие рекомендации: - стрелка (нарисованная либо выбитая на дне новых поршней) должна быть направлена в сторону ремня привода . - приливы на нижней головке шатуна и его крышке должны быть направлены в сторону ременного шкива коленвала . - обозначение номера цилиндра на нижней головке шатуна и крышки нижней головки шатуна должны быть одинаковы. Проверьте, свободно ли движется поршень на шатуне после сборки. При помощи приспособления установите по очереди поршневые кольца в канавки поршня. Чтобы не перепутать местами компрессионное и маслосъемное кольца следует обратить внимание на форму их сечения. Все кольца имеют с одной стороны надпись «ТОР» или «OBEN» и эта надпись должна быть видна со стороны дна поршня (сверху) после установки кольца.

Установка поршня с шатуном

Покройте моторным маслом поверхности отверстий цилиндров. Все шатуны в сборе разложите по номерам цилиндров. Приливы на нижней головке шатуна и его крышке, а также стрелки на донышках поршней должны быть направлены в сторону ременного шкива коленвала. Замки колец расположите равномерно по периметру, через 120". Установите на поршневые кольца приспособление - хомут и утопите кольца полностью в канавки поршня. На болты шатуна наденьте отрезки резиновых или пластмассовых трубок, чтобы не повредить при установке поверхность гильзы цилиндра. Поверните коленвал так, чтобы два его колена находились в ВМТ. Положите двигатель набок. В этом положении удобнее соединять нижнюю головку шатуна и шатунную шейку. Вставьте шатун в цилиндр. Полувкладыш шатуна должен уже находиться в отверстии нижней головки шатуна. Вставьте поршень в цилиндр так, чтобы кольца по очереди вошли в цилиндр, а нижняя головка шатуна села на шатунную шейку. Обязательно проследите, чтобы оба прилива, показанные на рис 2.33 находились рядом. Затягивайте гайки шатунных болтов поэтапно и по очереди моментом 30 Нм, а затем из этого положения доверните еще на 90° (на 1/4 оборота). После установки шатуна несколько раз поверните коленвал, чтобы проверить качество и правильность сборки. При появлении заметного сопротивления необходимо найти и устранить его причину. Возможны следующие случаи: грязь под вкладышем или на нем, - установка крышек на несоответствующие им шатуны, проворот вкладыша с валом, заклинивание поршневых колец. Проверьте щупом зазор между боковой поверхностью нижней головки шатуна и опорной поверхностью шатунной шейки коленвала, так как это показано на рис 2.45. Это осевой зазор шатуна, он не должен превышать 0,37 мм. Установите на место масляный картер .

Блок цилиндров

Перед ремонтом тщательно очистите все полости и клапаны блока от окалины, смолистых отложений и т.п. Продуйте их сжатым воздухом. Для определения зазоров поршней в цилиндрах измерьте диаметры поршней  и запишите-их, а затем измерьте диаметры отверстий цилиндров следующим способом: При помощи индикатора-нумератора измерьте диаметры цилиндров на расстоянии 10 мм от верхнего и нижнего края . Измерьте диаметр цилиндра на середине хода поршня. Оба вышеуказанных измерения производите в направлении по оси блока, а затем еще раз в поперечном направлении на тех же уровнях . Все цилиндры подлежат переточке в ближайший ремонтный размер, если хотя бы в одном месте измеренный диаметр будет отличаться от требуемого более чем на 0,08 мм. Существуют поршни двух ремонтных размеров. Также проверьте посадочную поверхность головки блока цилиндров, аналогично показанному на рис. 2.20. Посадочную поверхность головки блока проверьте в продольном, поперечном направлениях и по диагонали. Предельно допустим зазор в 0,1 мм.

Сборка поршня и шатуна Буквы показывают места маркировки шатуна и крышки (А), а также расположение приливов (В). Приливы должны быть направлены в сторону ременного шкива 1- поршневые кольца, 2- поршень, 3- шатун, 4- крышка нижней головки шатуна, 5- гайка шатуна, 6- болт шатуна,8- вкладыш шатуна, 9- головка цилиндров, 10 - болт, 11- стопорное кольцо поршневого пальца, 12- поршневой палец