Снятие коленвала

Для того чтобы снять коленвал, необходимо вынуть двигатель из автомобиля, как описано выше. Сделайте метку керном на маховике и корзине сцепления для обозначения их взаимного расположения и облегчения последующей сборки. Если планируется замена корзины или маховика, то метки наносить бесполезно. Снимите корзину сцепления . Заблокировав маховик или коленвал, отверните болты крепления шкива коленвала. В автомобилях с механической трансмиссией болты, крепящие маховик, отвинчиваются при фиксировании зубчатого венца отверткой. Однако часто удается отвернуть болты крепления и без этого (рывком). Установите на болт накидной ключ под прямым углом к плоскости маховика и резко ударьте рукой по рукоятке ключа, чтобы стронуть крепеж. Для фиксации маховика можно также использовать металлическую полосу с двумя отверстиями. Полоса прикрепляется к маховику болтами сцепления. Вдвоем, придерживая двигатель и отверните болты. В автомобилях с автоматической трансмиссией выпуска с 1991 г диск привода демонтируется аналогично. Снимите ременный шкив насоса системы охлаждения и нижний кожух зубчатого ремня. На наружной поверхности ремня пометьте краской направление его рабочего движения. Ослабьте гайки, крепящие ролик натяжителя, снимите зубчатый ремень со шкивов и ро-лика. Коленвал после этого вращать нельзя. Снимите головку блока вместе с коллекторами. Снимите масляный картер. Снимите масляный насос . Если необходимо снять только коленвал, то поршни и шатуны могут оставаться в блоке двигателя. В противном случае снимите поршни и шатуны . Если поршни с шатунами остаются в блоке, пометьте крышки нижних головок шатунов, снимите их и оставьте с вкладышами. Установите индикатор с подставкой перед передней частью корпуса так, чтобы можно было приставить наконечник индикатора к торцу коленвала. При помощи большой отвертки продвиньте коленвал до упора сначала в одну сторону, обнулите индикатор, а затем подайте его до упора в другую сторо-ну. Показания индикатора являются осевым зазором коленвала. Запишите полученную величину. Если осевой зазор больше 0,25 мм, его необходимо скорректировать во время сборки. В новом двигателе вкладыши средней коренной опоры снабжены упорными полукольцами. Во время замены, как правило, устанавливаются вкладыши с фланцем, в этом случае в упорных кольцах нет необходимости. Упорные полукольца или упорные фланцы вкладышей принимают на себя осевые нагрузки. Если Вы не располагаете индикатором, можете измерить осевой зазор при помощи набора плоских щупов, которые по очереди вставляются между торцевой поверхностью среднего подшипника и фланцем шейки коленвала. Отверните болты, крепящие крышку переднего сальника , снимите крышку. Снимите промежуточную пластину двигателя, она отцентрирована на направляющих втулках. Отверните болты, крепящие крышку заднего сальника, и снимите крышку вместе с сальником и прокладкой. Отверните болты, крепящие крышки коренных подшипников, ослабляя их поэтапно и крест на крест, а затем по очереди снимите крышки. Проверьте, хорошо ли видны номера крышек, при необходимости пометьте крышки краской или керном. Крышка номер 1 находится со стороны ременного шкива. Снимите полувкладыши с шеек коленвала и поместите их к соответствующим крышкам коренных подшипников. Осторожно выньте коленвал из блока цилиндров. Выньте из блока цилиндров двигателя остальные полувкладыши. Выньте нижние опорные кольца из среднего подшипника (если они есть).

Проверка коленвала

Тщательно проверьте, не имеет ли вал видимых повреждений, а затем измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Эти шейки имеют три ремонтных типоразмера по диаметру. В некоторых случаях, даже на новых двигателях используются ремонтные вкладыши. Вывесите коленвал на проволоке и “на звук" проверьте нет ли невидимых трещин. Для надежности можно позвать друга - музыканта. Коленвал с трещиной (глухой звук) подлежит обязательной замене. Закрепите коленвал в центрах токарного станка (или положите крайними шейками на призмы) и измерьте на центральной коренной шейке биение (индикатором). Оно не должно превышать 0,06 мм. В противном случае замените коленвал. Если биение в норме, то измерьте зазор между вкладышами и шейками вала: Тщательно очистите полувкладыши и поместите их в корпусе или в шатунах. На все шейки вала положите пластиковые калиброванные проволочки «Plastigage» и наденьте крышки с вложенными полувклады- шами, гайки затяните моментом 65 Нм. После установки крышёк нельзя вращать коленвал. Сравните ширину расплющенной проволочки в самом широком месте с шаблонной линейкой, поставляемой в комплекте с проволочками. Если зазор больше 0,17 мм для коренных и 0,12 мм для шатунных подшипников, Вам придется заменить вкладыши. При этом обратите внимание на реальные диаметр шеек коленвала, если шейки изношены больше допустимого, то их придется перешлифовать в ближайший ремонтный размер, соответственно поменяв вкладыши. Зазор шатунных подшипников удобнее измерять в два приема, поворачивая соответствующие шейки в удобное для работы положение. В любом случае рекомендуется заменять и коренные, и шатунные вкладыши при каждой разборке. Мягкий поверхностный слой вкладышей накапливает твердые частицы износа, что приводит к ускоренному износу шеек вала в дальнейшем.

Установка коленвала

Во время сборки пользуйтесь рис. 2.6. Протрите посадочные поверхности под коренные вкладыши в блоке цилиндров. Полувкладыши с масляным отверстием уложите установочным выступом в выемку опоры блока. Полувкладыши обильно смажьте чистым моторным маслом. Около средней опоры поместите в блоке двигателя оба опорных полукольца (в том случае, если вкладыши не заменялись). Коленвал осторожно положите на полувкладыши. Поместите полувкладыши коренных подшипников без масляного отверстия в соответствующие крышки коренных подшипников выступами в выемки крышек и хорошо смажьте их моторным маслом. Установите в крышку средней опоры два оставшихся опорныхполукольца (если они есть) и обильно смажьте их моторным маслом. Масляные канавки должны быть направлены в сторону коленвала. Установите крышки коренных подшипников, а затем осадите их на место резиновым или пластмассовым молотком. Затягивайте болты коренных подшипников в несколько проходов и крест-накрест, начиная от среднего подшипника. Окончательный проход проводите моментом 65 Нм. После затягивания крышек коренных подшипников проверните коленвал несколько раз, чтобы убедиться, свободно ли он вращается во вкладышах. Возможные причины заедания изложены выше. Проверьте осевой зазор коленвала способом, описанным выше . Зазор должен быть в норме. Соберите поршниЗамените и установите оба сальника коленвала. Установите зубчатый шкив ремня привода газораспределения. Установите зубчатый ремень*и кожух ремня, как это описано в разделе 2.6. В автомобилях с механической трансмиссией установите на место маховик. Болты, крепящие маховик необходимо заменять всегда. Резьбы болтов покройте средством, предохраняющим от отвинчивания. Момент затяжки- 100 Нм. Во время затяжки болтов зафиксируйте коленвал, подложив деревянный брусок между коленом вала и стенкой блока. После установки маховика установите корзину сцепления (по меткам), затяните болты ее крепления моментом 20 Нм. В автомобилях с автоматической трансмиссией установите диск привода. Одну подкладку (шайбу) вложите между опорной поверхностью коленвала и приводным диском, а вторую подложите под головки болтов. Болты покройте средством предохраняющим от отвинчивания. Момент затяжки - 75 Нм. Перед установкой диска привода прочтите замечания, приведенные в разделе 2.1.5.6. Установите масляный насос. Установите масляный картер с новой прокладкой. Для болтов с шестигранной головкой момент затяжки 20 Нм. Дальнейшую сборку проводите в обратной последовательности к разборке.

Замена сальников коленвала

Передний и задний сальники коленвала необходимо заменять во время каждого демонтажа коленвала или крышек сальников, а также при потере ими герметичности. Оба сальника можно заменить, не вынимая двигатель из автомобиля.

Демонтаж Для демонтажа переднего сальника необходимо снять клиновой ремень (ремни), кожух зубчатого ремня, зубчатый ремень, а также клиновой и зубчатый шкивы. Для ослабления болта, крепящего ременный шкив коленвала, включите четвертую или пятую передачу, сильно затяните ручной тормоз и ослабьте болт при помощи торцевого ключа с внутренним многогранником. Для снятия сальника необходимо воспользоваться приспособлением,показаннымна рис. 2.29, а также наконечником. Наконечник надо ввернуть в коленвал настолько глубоко, насколько это возможно при помощи шестигранного ключа. Только после этого можно устанавливать приспособление. Удаление сальника производится аналогично демонтажу сальника распредвала, которое было описано в разделе 2.1.2.2. Для снятия заднего сальника отсоедините от двигателя коробку передач, снимите сцепление и маховик (в случае автоматической трансмиссии- диск привода), см. рис. 2.52. Для снятия заднего сальника используйте инструмент, показанный на рис. 2.48 или попробуйте вытянуть его осторожно при помощи отвертки. Старайтесь не повредить при этом блок двигателя. Если двигатель разобран, снимите соответствующую крышку вместе с сальником. Затем выбейте сальник из крышки.

Установка сальника - двигатель демонтирован из автомобиля Покройте чистым моторным маслом уплотнительную кромку и наружную поверхность нового сальника, осторожно осадите его в вровень с наружной плоскостью крышки сальника. Установка сальника - двигатель установлен в автомобиле Для установки переднего сальника нужно использовать специальное приспособление. Наденьте на шейку коленвала направляющую втулку, как показано на рис. 2.49. Обильно смажьте наружные, а также внутренние поверхности сальника чистым моторным маслом и на-деньте его на направляющую втулку. Прижимную втулку приспособления наденьте на направляющую втулку и заверните осевой болт втулки так, чтобы сальник был утоплен в отверстие крышки, а затем удалите приспособление. Если устанавливается новый задний сальник коленвала, его необходимо расположить соосно шейке вала. При этом важно не повредить уплотнительные кромки. Затем используйте для установки сальника специальное приспособление 2003/1 или самодельную пластину с отверстием в середине для болтов, ввинченных в резьбовые отверстия крепления корзины сцепления. Равномерно затягивая оба болта, можно установить сальник на место.